МОУ БОЛЬШЕЧИРКЛЕЙСКАЯ СОШ
Среда, 18.12.2024 | RSS | PDA

Приветствуем Вас Гость | Регистрация | Вход





Разделы новостей
Новости района [3]
Новости села [12]
Школьные новости [249]
Газета "Переменка" [3]

Наш опрос
Оцените сайт школы
Всего ответов: 409

Главная » 2011 » Май » 10 » Внедрение ФГОС
Внедрение ФГОС
16:54

РАЗЪЯСНЕНИЯ

по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС)

Федеральный государственный  образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373. 

ФГОС, безусловно, занимает одно из ведущих мест в системе приоритетов государственной политики в сфере образования.  В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года он рассматривается как инструмент инновационного развития образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. определяют стандарт в качестве ведущего средства достижения нового качества образования.

В чем же новизна ФГОС? Ключевая идея ФГОС – опора на деятельностный подход, ориентация на компетентностный результат.  Современная школа, в соответствии со стандартом, ответственна не только за формирование предметных знаний, умений и навыков, но и за воспитание гражданина, готового жить и трудиться в обществе, самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно действовать в условиях динамично развивающегося мира. Это методологическая особенность Стандарта определяет  и другие его характерные признаки, а именно:

1.ФГОС включает в себя три группы требований ( к результатам освоения основной образовательной программы начального общего  образования, к структуре программы, к условиям реализации программы).

Обратим внимание на некоторые отличия:

-Во ФГОСе отсутствует привычный раздел  «Обязательный минимум образования»,

- Результаты освоения образовательных программ подразделяются на предметные, метапредметные и личностные. Предметные и метапредметные результаты подлежат оценке, личностные результаты отслеживаются, но не оцениваются.

- Меняется учебный план. В нем уже не предусматривается региональный компонент при сохранении обязательной части и части, выбираемой участниками образовательного процесса. В учебном плане предусмотрено время на внеурочную деятельность ( 10 часов для начальной школы), которая реализуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).  При организации внеурочной деятельности школы используют свои возможности, возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Собственно Базисный план не утверждается приказом о ФГОС. В самом стандарте, в разделе «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования» учебному плану посвящён  п.19.3. В нём определены максимальный объём учебной нагрузки младшего школьника, состав и структура обязательных предметных областей (7 для начальной школы), направления и объём часов внеурочной деятельности. Все остальные вопросы: разработка основной образовательной программы, учебного плана, формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности определяет самообразовательное учреждение.    Базисный учебный план имеется в основной образовательной программе начального общего образования, которая разработана на федеральном уровне   и служит основой для разработки основной образовательной программы каждой школы.   Таким образом, стандарт второго поколения в значительной степени повышает  самостоятельность и ответственность образовательного учреждения за разработку и  реализацию основной образовательной программы.

        В этих условиях ведущим направлением деятельности руководящих и педагогических работников становится всесторонняя подготовка к внедрению и планомерное внедрение стандартов второго поколения в практику.   На региональном уровне утвержден «План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего образования в Ульяновской области» распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 07.06.2010 № 2038-р. План-график содержит те же направления деятельности, что и федеральный, наполнен конкретными мероприятиями.   Сегодня очевидна необходимость принятия аналогичных документов на муниципальном и школьном уровнях.

         Министерством образования Ульяновской области определены «пилотные» школы, которые с 1 сентября 2010 года начали введение нового стандарта.  Среди них 4 образовательных учреждения  г. Димитровграда,  11 – г.Ульяновска, а также- Ундоровский общеобразовательный лицей  Ульяновского района, Кузоватовская СОШ №1, НОШ Новомалыклинского района, Языковская СОШ Карсунского района, Новоульяновская  СОШ №2. Всего по области по новому стандарту сейчас учатся 50 первых классов, в них 1305 учащихся.  

         Какие же мероприятия необходимо провести на муниципальном уровне для введения ФГОС  с 1 сентября 2011 года во всех первых классах?    Полный перечень мероприятий   для всех структурных подразделений  муниципальных образований находится в Приложении 1.

        Введение ФГОСов приводит к удорожанию  образовательного процесса. Дополнительные средства на обеспечение учебного плана заложены на региональном уровне.   А в местных бюджетах должны быть заложены средства  на обеспечение условий ФГОС.  Для этого необходимо провести инвентаризацию условий, выявить имеющиеся потребности, разработать план их удовлетворения с указанием финансовых затрат.   Уже сегодня можно отметить следующее.

Минимальные требования к кабинету, удовлетворяющему условиям внедрения ФГОС, на федеральном уровне находятся в стадии разработки. Но однозначно необходимо предусмотреть затраты на приобретение мультимедийного оборудования и ПК для оснащения рабочего места учителя.  

Следующий затратный вопрос - определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования. И главное- приобретение необходимых учебников и учебных пособий  (использование денежных средств родителей на обеспечение Федерального стандарта  категорически запрещается).

            Стандарт подразумевает наличие в школах психологов, вожатых, других специалистов, которые вместе с учителем будут обеспечивать воспитание и личностное развитие ученика. Как обеспечивать это    в условиях нормативно-подушевого принципа – вопрос, который может быть решён только при условии  дополнительного финансирования. 

    Кроме того,  на  муниципальном уровне должны быть разработаны  (внесены изменения) локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;  локальные акты, устанавливающие требования   к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например,  положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре,  об учебном кабинете и др.)

Таким образом, работа по внедрению ФГОС требует постоянного внимания и совместной ответственной деятельности руководителей, методических служб и педагогов. Только комплексное решение поставленных задач может дать положительный результат и обеспечить планомерный переход системы общего образования Ульяновской области в новое качество.

Категория: Школьные новости | Просмотров: 1156 | Добавил: chirkley-shk | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь новостей
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Друзья сайта


МОУ Большечирклейская СОШ © 2024
Адрес: 433803, Ульяновская область, Николаевский район,
село Большой Чирклей, ул. Школьная 58
Телефон: +7 (84-247) 31-1-76, E-mail: shkola@chirkley.ru