РАЗЪЯСНЕНИЯ
по отдельным аспектам введения федерального
государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального
общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 года № 373.
ФГОС, безусловно, занимает одно из ведущих мест в
системе приоритетов государственной политики в сфере образования. В Концепции долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 года он рассматривается
как инструмент инновационного развития образования. Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа», План действий по модернизации общего образования
на 2011-2015 гг. определяют стандарт в качестве ведущего средства достижения
нового качества образования.
В чем же новизна ФГОС? Ключевая идея ФГОС – опора на
деятельностный подход, ориентация на компетентностный результат. Современная школа, в соответствии со
стандартом, ответственна не только за формирование предметных знаний, умений и
навыков, но и за воспитание гражданина, готового жить и трудиться в обществе,
самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно действовать в
условиях динамично развивающегося мира. Это методологическая особенность
Стандарта определяет и другие его
характерные признаки, а именно:
1.ФГОС включает в себя три группы требований ( к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего
образования, к структуре
программы, к условиям реализации
программы).
Обратим внимание на некоторые отличия:
-Во
ФГОСе отсутствует привычный раздел
«Обязательный минимум образования»,
-
Результаты освоения образовательных программ подразделяются на предметные,
метапредметные и личностные. Предметные и метапредметные результаты подлежат
оценке, личностные результаты отслеживаются, но не оцениваются.
-
Меняется учебный план. В нем уже не предусматривается региональный компонент
при сохранении обязательной части и части, выбираемой участниками
образовательного процесса. В учебном плане предусмотрено время на внеурочную
деятельность ( 10 часов для начальной школы), которая реализуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). При организации внеурочной деятельности школы
используют свои возможности, возможности учреждений дополнительного
образования, культуры и спорта.
Собственно
Базисный план не утверждается приказом о ФГОС. В самом стандарте, в разделе
«Требования к структуре основной образовательной программы начального общего
образования» учебному плану посвящён п.19.3.
В нём определены максимальный объём учебной нагрузки младшего школьника, состав
и структура обязательных предметных областей (7 для начальной школы),
направления и объём часов внеурочной деятельности. Все остальные вопросы: разработка
основной образовательной программы, учебного плана, формы организации
образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности
определяет самообразовательное учреждение. Базисный учебный план имеется в основной
образовательной программе начального общего образования, которая разработана
на федеральном уровне и служит основой
для разработки основной образовательной программы каждой школы. Таким образом, стандарт второго поколения в
значительной степени повышает
самостоятельность и ответственность образовательного учреждения за
разработку и реализацию основной образовательной
программы.
В
этих условиях ведущим направлением деятельности руководящих и педагогических
работников становится всесторонняя подготовка к внедрению и планомерное
внедрение стандартов второго поколения в практику. На региональном уровне утвержден
«План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего
образования в Ульяновской области» распоряжением Министерства образования
Ульяновской области от 07.06.2010 № 2038-р. План-график содержит те же
направления деятельности, что и федеральный, наполнен конкретными мероприятиями.
Сегодня очевидна необходимость принятия аналогичных документов на
муниципальном и школьном уровнях.
Министерством
образования Ульяновской области определены
«пилотные» школы, которые с 1 сентября 2010 года начали введение нового
стандарта. Среди них 4 образовательных
учреждения г. Димитровграда, 11 – г.Ульяновска, а также- Ундоровский общеобразовательный
лицей Ульяновского района, Кузоватовская
СОШ №1, НОШ Новомалыклинского района, Языковская СОШ Карсунского района,
Новоульяновская СОШ №2. Всего по области
по новому стандарту сейчас учатся 50 первых классов, в них 1305 учащихся.
Какие же мероприятия необходимо
провести на муниципальном уровне для введения ФГОС с 1 сентября 2011 года во всех первых
классах? Полный перечень
мероприятий для всех структурных
подразделений муниципальных образований
находится в Приложении 1.
Введение ФГОСов приводит к
удорожанию образовательного процесса.
Дополнительные средства на обеспечение учебного плана заложены на региональном
уровне. А в местных бюджетах должны
быть заложены средства на обеспечение
условий ФГОС. Для этого необходимо
провести инвентаризацию условий, выявить имеющиеся потребности, разработать
план их удовлетворения с указанием финансовых затрат. Уже сегодня можно отметить следующее.
Минимальные требования к кабинету, удовлетворяющему условиям
внедрения ФГОС, на федеральном уровне находятся в стадии разработки. Но
однозначно необходимо предусмотреть затраты на приобретение мультимедийного
оборудования и ПК для оснащения рабочего места учителя.
Следующий
затратный вопрос - определение списка учебников и учебных пособий, используемых
в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования.
И главное- приобретение необходимых учебников и учебных пособий (использование
денежных средств родителей на обеспечение Федерального стандарта категорически запрещается).
Стандарт подразумевает наличие в школах психологов, вожатых, других
специалистов, которые вместе с учителем будут обеспечивать воспитание и
личностное развитие ученика. Как обеспечивать это в условиях нормативно-подушевого принципа –
вопрос, который может быть решён только при условии дополнительного финансирования.
Кроме
того, на муниципальном уровне должны быть
разработаны (внесены изменения) локальные
акты, регламентирующие установление заработной платы работников
образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования; локальные акты, устанавливающие
требования к различным объектам
инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной
оснащенности учебного процесса (например,
положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном
центре, физкультурно-оздоровительном центре,
об учебном кабинете и др.)
Таким образом, работа по внедрению ФГОС требует
постоянного внимания и совместной ответственной деятельности руководителей,
методических служб и педагогов. Только комплексное решение поставленных задач
может дать положительный результат и обеспечить планомерный переход системы
общего образования Ульяновской области в новое качество. |