Махмутов Усман Маргаязович, учитель
физической культуры
МОУ Большечирклейская сош.
Формирование здорового образа жизни у
школьников в процессе физического
воспитания
Физическое
воспитание школьников играет
большую педагогическую роль. Оно воспитывает в школьнике здоровый дух,
помогает ему в дальнейшем, добиться
успехов, быть физически подготовленным к
трудностям. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми
людьми и
полноценными гражданами в обществе.
В последнее время наряду с
другими
проблемами, физическое воспитание
является актуальным. В
России в 2002году президентом Российской
Федерации было принято постановление к
глобальной агитации Российского
народа: «О здоровом образе жизни».
Были
выделены средства на развитие
и восстановление спортивных
комплексов, по
телерадиовещанию и другим
СМИ, проводятся агитации
к здоровому образу жизни,
такие как: «борьба
с курением», «скажи,
нет
наркотикам» Это
показывает, как в
современной России актуальна
эта
проблема. Приучая людей к
активному образу жизни, мы продлим не только нашу жизнь, но и обеспечим долголетие нашего Государства.
В соответствии с законом
РФ "Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям
государственной политики в области образования.
Развитие школы идёт по
пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка.
По данным НИИ педиатрии:
14% детей практически
здоровы;
50% детей имеют отклонения
в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40% детей страдают
хроническими заболеваниями.
Цивилизованное общество
строится здоровыми людьми. Мы говорим: "Будущее наших детей – в наших руках”.
Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через
десять лет. Станет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным
спутником жизни нового поколения?
Проблемы физического
здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому в нашей школе первоочерёдной задачей ставит воспитание
физически здорового ребёнка. Для этого у нас в школе определяется исходный
уровень здоровья с первого класса. Мы сразу знакомим детей с базовыми понятиями
здорового образа жизни. После прохождения ежегодного медицинского осмотра
классные руководители получают анализ результатов обследования и ведут
дальнейшую работу с родителями. Физическое здоровье определяется не только
наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого мы
учим детей одеваться по погоде, следить
за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С
само начала ведём беседы о гигиене, о правильной осанке.
Здоровый образ жизни
играет решающую роль в предупреждении многих сердечнососудистых заболеваний. Он включает в себя такие
компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон,
рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие
вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков).
Правильно организованный
режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка,
способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье.
Напряжённые занятия в
школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или
музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников
времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и
спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию
хронического умственного утомления.
Для того, чтобы не
допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо
соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для
отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные
нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить
здоровье ребёнка. Нельзя перегружать его занятиями, жертвуя сном и отдыхом.
После активного дня, когда
сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый
эффективный и полезный отдых для ребёнка – сон.
Если ребёнок регулярно
недосыпает полтора – часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечнососудистой
системы, развитию утомления, снижению
работоспособности и сопротивляемости организма.
Основными моментами
рациональной организации учебной деятельности школьника является: нормирование
учебной нагрузке; регламентация длительности урока и перемен; время и
продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течении дня и
недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха;
обеспечение оптимальных условий для учёбы и отдыха.
Одной из причин,
способствующих возникновению многих заболеваний сердца и сосудов, является
недостаток двигательной активности.
Двигательная активность –
один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского
организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые медиками в различные годы показали, что
детская активность у большинства детей ниже физиологического минимума.
Двигательная активность детей
складывается из ежедневных занятий (утренняя гимнастика, пешая ходьба,
подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодических, которая
может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться
как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых
кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть
вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки.
Основная ответственность
за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки
физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими,
нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических
возможностей ребёнка. Учителю физической культуры необходимо помнить, что
занятия полезны детям только тогда, когда доставляют удовольствие и не вызывают
длительной отдышки и сильного учащения сердцебиения.
В нашей школе проводятся
такие мероприятия:
Утренняя общешкольная зарядка,
которая длится пять минут и проводится до начала занятий.
Физкультминутки, которые
обязательны на каждом уроке. Обычно это 3 – 5 физических упражнений и они
проводятся с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими
средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Чёткое разграничение
физических нагрузок в зависимости от принадлежности ребёнка к той или иной
физкультурной группе.
Дифференцированный подход
к учащимся на уроке физкультуры: учитывается их физическое развитие и
психофизиологические особенности. Это позволяет создать для каждого ученика
ситуацию успешности и сформировать позитивное отношение к урокам физкультуры.
Игры на открытом воздухе
для детей с "продлёнки”.
С ранней весны и до
поздней осени занятия провожу на свежем воздухе: на комплексной спортивной
площадке. Все уроки стараюсь проводить с высокой моторной плотностью; наличие
спортивного инвентаря позволяет выполнять беговые, прыжковые, силовые, игровые
и другие упражнения одновременно всеми учащимися класса. Занятия организую
фронтальным и групповыми методами. При этом наиболее эффективным себя показал
поточно – групповой способ. Творческая
атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят
тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в
последовательности их реализации и решения, разъяснения сущности двигательного
действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока
располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному: Эстафета сменяется ведение баскетбольного
мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей
мяча в парах, физическая нагрузка чередуется с эмоциональной разрядкой под
музыку. Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на
соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами.
Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и
набивные мячи, гантели, скакалки.
Самостоятельная деятельность учащихся,
внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения,
переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и
сердечно – сосудистой функции организма – всё это создаёт ситуацию успеха,
вселяя в ребят уверенность в своих силах. В ходе каждого урока решаю
оздоровительную задачу, используя разнообразные упражнения с различной
дозировкой нагрузки, в том числе по профилактике плоскостопия, специальные игры
для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп, а
также упражнения, способствующих развитию женственности у девочек. Юношам даю
упражнения, отмеченные прикладной направленностью, формированием волевых
качеств, реализую связь физической культуры с военной подготовкой.
Считаю, что очень важен подход учителя к
оценке знаний и умений учащихся. Текущие оценки выставляю на каждом уроке, а
итоговые – в конце прохождения темы, после фронтальной проверки усвоения
материала. Это даёт возможность проявить необходимую требовательность,
объективность и справедливость. Хорошей успеваемости добиваюсь и благодаря
использованию домашних заданий. Задавая учащимся упражнения на дом, указываю
последовательность выполнения элементов и дозировку, объясняя как избежать
травм.
Для оценки физической подготовленности
учащихся я разработал разноуровневые тесты для измерения выносливости, силовых
и скоростных способностей, тесты для оценки координационных способностей,
позволяющих постоянно отслеживать результаты занятий. Для наглядности на
каждого ученика оформил и веду индивидуальную карту контроля, в которой фиксирую основные показатели физического
развития.
Что касается здоровьесбережения, то на уроках
с соответствующим содержанием формирую представление о физическом развитии и
здоровом образе жизни, обучаю самостоятельным занятиям физическими упражнениями
с использованием их для отдыха и досуга. Ребята ясно видят связь предмета
«Физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим
развитием в дальнейшем. Много внимания уделяю созданию спортивной базы школы.
Яркая, весёлая окраска спортивного зала, спортивного инвентаря разметки на
полу, гимнастическая стенка, дополнительные баскетбольные щиты – сделано мною.
Всю площадь спортивного зала стараюсь использовать рационально, чтобы активная
двигательная деятельность учеников реализовывалась полностью. Вместе с
учениками мы сделали хоккейную коробку, волейбольную площадку, полосу
препятствия, прыжковую яму, гимнастический городок (перекладины, гимнастическая
стенка, параллельные брусья) для урочной и внеклассной работы. Организую спортивные соревнования,
физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, провожу традиционные
общешкольные дни здоровья. Мои ученики постоянно принимают участие в районных
соревнованиях, конкурсах, эстафетах, кроссах и часто становятся призёрами. И,
судя по результатам основных показателей физического развития учащихся за
последние годы, атмосфера в нашей школе в этом аспекте становится более
здоровой.
Таким образом,
педагогический коллектив школы в полной мере осознал, что рациональная
организованная двигательная активность позволяет снять перенапряжение и
переутомление, повышает работоспособность, способствует сохранению здоровья
учащихся, создаёт условия для повышения учебной мотивации.